Почему в мире стали меньше покупать канцтовары?
Мы в Officepage обратили внимание, что с каждым годом наши покупатели заказывают меньше канцтоваров, при этом растет доля покупок сопутствующих товаров. Мы решили разобраться, почему же так происходит. И вот к какому выводу мы пришли.
Цифровые технологии
Экран для проектора Cactus Wallscreen
Мир не стоит на месте. Новые технологии позволяют по-новому посмотреть на бизнес-процессы и на образовательный процесс. На первый план выходят цифровые технологии. Применительно к бизнесу это переход на электронный документооборот, ведение электронного архива, использование облачного хранилища данных, цифровые презентации вместо бумажных раздаточных материалов и онлайн встречи и совещания. Все вместе это приводит к тому, что для функционирования офиса требуется покупать меньше бумаги, становятся ненужными системы архивации и хранения документов, отпадает необходимость оснащения отдельных рабочих мест принтером, становятся не актуальными маркерные доски. Внедрение современных цифровых технологий в жизнь офиса позволяет значительно экономить на канцелярии.
Доска-планшет пластиковая маркерная для черчения (кульман) Attache
Что касается образовательного процесса, то самый яркий пример – это МЭШ (Московская Электронная Школа) и электронные доски. Цифровые задания, презентации, справочные материалы сокращают потребность в тетрадях, ручках, карандашах. Благодаря использованию электронных досок отпадает необходимость покупки мела.
Переход к удаленному формату работы
После пандемии многие компании перешли на гибридный или удаленный формат работы, сократив свои офисные помещения до минимума. Согласно одному из исследований, проведенному в 2023 году, более 50% компаний сократили свой офисные площади после пандемии. Такой подход позволил компаниям в тяжелое время оптимизировать расходы на содержание офисов, а в последствии привел к резкому сокращению потребности в офисных канцтоварах, общей оргтехнике.
Экономия и контроль закупок
Независимо от формата организации бизнесмены стараются контролировать и минимизировать расходы, на которые они могут повлиять. Одной из статей бюджета компании, за которой стали пристальнее следить, стала закупка офисных товаров. Предприниматели стараются не покупать лишних канцтоваров, пополняя запасы по мере необходимости.
Если мы говорим о рядовых покупателях, то люди стали значительно реже посещать офлайн магазины канцтоваров. Оформляя заказ онлайн, они более рационально подходят к выбору товара, покупают только необходимое, минимизируя спонтанные покупки.
Забота об экологии
Планер магнитный «На месяц»
Вы удивитесь, но забота об экологии внесла свой вклад в объемы закупаемых канцтоваров. В последнее время прослеживается тренд на использование многоразовых товаров (например, вместо бумажных досок используют маркерные) и перерабатываемых товаров (например, бамбуковые ручки вместо пластиковых), переход на цифровые альтернативы, где это возможно (например, использование различных приложений вместо ежедневников). Отдельно упомянем тренд на осознанное потребление, заставляющий задуматься о том, действительно ли нужна нам вся эта канцелярия.
К чему это все приведет?
Может ли так случиться, что однажды канцтовары полностью исчезнут из нашей жизни? Нет, но их ассортимент и назначение претерпят изменения. На первый план выйдут нишевые продукты (товары премиум класса, дизайнерская продукция, товары для школьников, персонализированные товары). Безусловно спрос на бумагу и печатные принадлежности будет снижаться по мере внедрения новых технологий.
Мы считаем, что в ближайшем будущем канцтовары станут «умнее» и экологичнее, появится больше узкоспециализированных товаров, отвечающих конкретным запросам конкретного покупателя.